Бродский, Иосиф Александрович

Которые мы читаем.
Обсуждаем, советуем, делимся мнениями.
Ответить
leya
Легенда форума
Сообщения: 10277
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 2:52 pm
Откуда: Россия, юг
Контактная информация:

Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение leya »

Изображение

(24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику на английском. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Библиография.

Сборники стихов

1965 — Стихотворения и поэмы
1970 — Остановка в пустыне. Стихотворения и поэмы
1972 — Собрание сочинений / Selected Poems
1977 — Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964-71
1977 — Часть речи. Стихотворения 1972-76 / Part of Speech
1983 — Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б. 1962-82
1984 — Мрамор
1987 — Урания / To Urania: Selected Poems 1965-85
1990 — Примечания папоротника
1992 — Бог сохраняет все
1992 — Форма времени
1992 — Рождественские стихи
1996 — Пейзаж с наводнением

Проза и эссеистика

1970 — Азиатские максимы
1972 — A Writer is a Lonely Traveller, and No One is His elper
1972 — Заметка о Соловьеве
1973 — Послесловие
1977 — На стороне Кавафиса / On Cavafy's Side
1978 — Предисловие к стихам Эдуарда Лимонова
1979 — Меньше единицы / Less Than One
1979 — Leningrad: The City of Mystery
1979 — Поэт и проза (предисловие к кн.: Марина Цветаева)
1981 — Virgil: Older than Christianity, a poet for the new age
1982 — О Достоевском
1985 — Literature and War — A Symposium: The Soviet Union
1985 — Путешествие в Стамбул
1986 — В полутора комнатах / In a Room and the Half
1987 — Нобелевская лекция
1989 — Заметка для энциклопедии
1989 — Открытое письмо
1990 — Поэзия как форма сопротивления реальности
1991 — Трагический элегик. О поэзии Евгения Рейна
1991 — Набережная неисцелимых / Watermark

Драматургия

1989 — Мрамор / Marbles : a Play in Three Acts
1990 — Демократия! Одноактная пьеса / Demokratie! Piece en un acte

Прочие произведения

1990 — Иосиф Бродский размером подлинника, сборник, посвящённый 50-летию поэта (проза и интервью И. Бродского, а также статьи о нём), сост. Г. Комаров
Титулы, награды и премии

Премии

1986 — National Book Critics Award for Criticism
1987 — Нобелевская премия по литературе / Nobel Prize
1981 — Стипендия Макартура / John D. and Catherine T. MacArthur Foundation award
1991 — Поэт-лауреат США / United States Poet Laureate
1991 — Struga Poetry Evenings Golden Wreath Award

Титулы

Кaвaлер Орденa Почётного легиона

Документальное кино

1990 — Продолжение воды
1994 — Прогулки с Бродским

Интересные факты

За две недели до смерти (а я с ним разговаривал за два часа до его кончины), - вспоминал друг поэта Илья Кутик, - он купил себе место на кладбище. Смерти он боялся жутко, не хотел быть ни зарытым, ни сожженным, его устроило бы, если бы он оказался куда-нибудь вмурованным. Так оно поначалу и получилось. Он купил место в маленькой часовенке на ужасном нью-йоркском кладбище, находящемся на границе с плохим Бродвеем. Это была его воля. После этого он оставил подробное завещание по русским и американским делам, составил список людей, которым были отправлены письма. В них Бродский просил получателя дать подписку в том, что, по-моему, до 2020 года он не будет рассказывать о Бродском как о человеке, не будет обсуждать его частную жизнь, - о Бродском поэте можно говорить сколько угодно. В России об этом факте почти никому не известно, поэтому многие из получивших то письмо и не держат данного слова...
А потом было перезахоронение в Венеции. Это вообще гоголевская история, о которой в России тоже мало кто знает. Бродский не был ни иудеем, ни христианином, по той причине, что человеку, считал он, может быть, воздастся за деяния его. Но в конце концов ни к какой конфессии он так и не примкнул, хотя его вдова Мария хоронила его по католическому обряду. У Бродского было два определения себя русский поэт и американский эссеист. И все.


Ссылки:

Статья в Вики
Иосиф Бродский на сайте world-art.ru
Иосиф Бродский в библиотеке Максима Мошкова
Музей Бродского
ЖЖ о творчестве

Не нашла темы.
Кому нравится?
Любимые стихи?

Тема отмечена в Путеводителе
Изображение
Изображение

leya
Легенда форума
Сообщения: 10277
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 2:52 pm
Откуда: Россия, юг
Контактная информация:

Re: Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение leya »

Я всегда твердил, что судьба - игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
как способность торчать, избежав укола.
Я сижу у окна. За окном осина.
Я любил немногих. Однако - сильно.

Я считал, что лес - только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.
Что, устав от поднятой веком пыли,
русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь, и уже не буду.

Я писал, что в лампочке - ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.
Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,
вещь обретает не ноль, но Хронос.
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.

Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
не дает побега; что луг с поляной
есть пример рукоблудья, в Природе данный.
Я сижу у окна, обхватив колени,
в обществе собственной грузной тени.

Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу у окна в темноте; как скорый,
море гремит за волнистой шторой.

Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи.

Рыбы зимой.

Рыбы зимой живут.
Рыбы жуют кислород.
Рыбы зимой плывут,
Задевая глазами лед.
Туда.
где глубже.
Где море.
Рыбы.
рыбы.
рыбы.
Рыбы плывут зимою.
Рыбы хотят выплыть.
Рыбы плывут без света.
Под солнцем
зимним и зыбким.
Рыбы плывут от смерти
Вечным путем
рыбьим.
Рыбы не льют слезы;
Упираясь головой
в глыбы,
В холодной воде
Мерзнут
Холодные глаза
Рыбы.
Рыбы
всегда молчаливы,
Ибо они-
безмолвны.
Стихи о рыбах,
как рыбы,
Встают поперек
Горла.

:)

***

Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор из гнилой фанеры.
За кривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.

Для себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.

Может, видели больше.
А, возможно, верили слепо.
Но учили детей, чтобы были терпимы
и стали упорны.
И не сеяли хлеба.
Никогда не сеяли хлеба.
Просто сами ложились
в холодную землю, как зерна.
И навек засыпали.
А потом -- их землей засыпали,
зажигали свечи,
и в день Поминовения
голодные старики высокими голосами,
задыхаясь от голода, кричали об успокоении.
И они обретали его.
В виде распада материи.

Ничего не помня.
Ничего не забывая.
За кривым забором из гнилой фанеры,
в четырех километрах от кольца трамвая.
Изображение
Изображение

Файлинь
Dragoness
Сообщения: 9030
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2011 7:45 pm
Откуда: Beantown
Контактная информация:

Re: Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение Файлинь »

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,

мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,

мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

Аватара пользователя
нeт и не надо
Легенда форума
Сообщения: 16969
Зарегистрирован: Чт янв 04, 2007 4:44 am
Откуда: Европа
Контактная информация:

Re: Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение нeт и не надо »

что-то из прозы читала, но совершенно не помню, что именно.
не осело)
ИзображениеИзображение

leya
Легенда форума
Сообщения: 10277
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 2:52 pm
Откуда: Россия, юг
Контактная информация:

Re: Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение leya »

Все чуждо в доме новому жильцу.
Поспешный взгляд скользит по всем предметам,
чьи тени так пришельцу не к лицу,
что сами слишком мучаются этим.
Но дом не хочет больше пустовать.
И, как бы за нехваткой той отваги,
замок, не в состояньи узнавать,
один сопротивляется во мраке.
Да, сходства нет меж нынешним и тем,
кто внес сюда шкафы и стол, и думал,
что больше не покинет этих стен;
но должен был уйти, ушел и умер.
Ничем уж их нельзя соединить:
чертой лица, характером, надломом.
Но между ними существует нить,
обычно именуемая домом.



***


Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.
Изображение
Изображение

leya
Легенда форума
Сообщения: 10277
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 2:52 pm
Откуда: Россия, юг
Контактная информация:

Re: Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение leya »

Вспомнила, что хотела написать.

Это то стихотворение на которое положена музыка Сплин.

Конец прекрасной эпохи (1969)

Потому что искусство поэзии требует слов,
я -- один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, --
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.

Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф -- победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, --
это чувство забыл я.

В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест -- белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей --
деревянные грелки.

Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.

Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут --
тут конец перспективы.

То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор -- не кричать же слугу --
да чешу котофея...

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем -- все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.

Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.

Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.

Зоркость этих времен -- это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить -- динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.
Изображение
Изображение

leya
Легенда форума
Сообщения: 10277
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 2:52 pm
Откуда: Россия, юг
Контактная информация:

Re: Бродский, Иосиф Александрович

Непрочитанное сообщение leya »

:D
Изображение
Изображение
Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 37 гостей