Обложка Mamy_vmeste
Аватар Mamy_vmeste

Mamy_vmeste

34 года


Минутка психологии. Кризис 3-х лет.

Добрый день, с вами психолог Ирина Березина (@mama_maniashi)
В прошлом выпуске мы говорили о капризах  и истериках  у детей в кризис 1-го года , сегодня мы поговорим о кризисе 3-х лет .

Особенности кризиса 3-х лет:
- Может начаться в период от 2,5 до 4 лет
- Ребенок осознает свое «Я» и начинает его отстаивать. В его речи все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу». Это старт развития самосознания и самооценки
- Появляется упрямство, негативизм, стремление к самостоятельности

В 3 года дети начинают сравнивать себя с взрослыми и стремятся во всем быть похожими на них. Ребенок не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть большим. А взрослые, продолжают им командовать как раньше: что делать, что одеть, во что играть… вот и рождается бунт: «Я все решаю сам!». В зависимости от того как пройдет этот период, будет зависеть насколько ваш ребенок станет в будущем независимым, гибким, уверенным в себе человеком. 

Проверьте, есть ли в поведении вашего ребенка следующие проявления?

Признаки кризиса 3-х лет: 

1. Негативизм.
На все предложения взрослого ребенок отвечает отказом.
- Машенька, пойдем гулять?
- Нет! Не пойдем.
- Тогда будем дома играть…
- Нет! Не будем!
- Хорошо, тогда ничего не будем делать…
- Нет, будем!!!
Ребенок может при этом очень хотеть гулять, но вынужден ответить отказом, потому что инициатива исходит не от него.

2. Упрямство
Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.
- Купи машинку! Купи! Ну, купи!
Если мама не купит – истерика! Если купит, то интерес пропадет через минуту. Вывод простой, машинка ребенку не интересна, важно настоять на своем.

3. Строптивость.
Малыш отказывается делать повседневные дела, которые раньше выполнял спокойно: одеваться, чистить зубы, заправлять кровать и т.п.

4. Своеволие. 
Когда ребенок хочет делать сам все, что умеет и не умеет. Он часто повторяет «Я сам!». Малыш прекрасно понимает, что можно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он сам уже стал взрослым! Беднягу разрывают противоречия: и сам не могу, и взрослых попросить не могу. Назревает внутренний конфликт, горе, истерика!!!

5. Протест-бунт.
Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». 

6. Обесценивание.
Ребенок демонстративно ломает игрушки, рисует на стенах, бросает мусор там, где только что убирали. То есть, всем видом показывает, что он здесь главный.

7. Деспотизм и ревность.
Указывает родителям, где им стоять, сидеть, куда смотреть или не смотреть, и не дай бог ослушаться – истерика!
Если в семье есть другие дети, то маленький деспот будет нарочно выкидывать их игрушки и прогонять «соперника» с маминых коленей.

Пик кризиса – это истерики. Конечно, раньше они тоже случались, но были связаны с объективными причинами, например, переутомлением. И нужно было просто успокоить малыша или помочь. Теперь же, истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой способ добиться своего или нет.

Важно!!! Несмотря на трудный возраст, бурная эмоциональная реакция может возникнуть по объективным причинам. Родители должны уметь отличать ситуации, когда ребенку действительно нужны помощь и поддержка от манипулятивной истерики.

Признаки манипулятивной истерики:
-Всегда преследует какую-то цель, ребенок с ее помощью старается чего-то добиться, например, спать вместе с мамой.
-Затихает в отсутствии зрителей или при отсутствии реакции на нее. Цель такой истерики - Привлечь внимание. Нет внимания – нет смысла ее устраивать.
-Истерики, обычно, случаются в контакте с каким-то членом семьи. Чаще всего – это мама. С папой таких проблем нет, или они существенно меньше выражены.
-Истерика идет по нарастанию. Сначала идет отказ, потом хныканье и, наконец, полноценная истерика.

Рекомендации для родителей в период кризиса 3-х лет
1. Сохраняйте спокойствие. Относитесь к происходящему как нормальному и закономерному явлению, которое просто нужно пережить. 
2. Смените тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!). Уважайте его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам.
3. Метод проб и ошибок. Если капризы ребенка не выходят за рамки безопасного поведения, то наберитесь терпения и под вашим присмотром, позвольте ему самостоятельно сделать то, что он хочет: помыть посуду, пожарить яичницу на завтрак… Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым человеком с адекватной самооценкой, уверенный в собственных силах? Все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Психологи давно доказали, что если взрослые наказывают или высмеивают ребенка при попытках проявления самостоятельности, то у ребенка вместо воли и независимости, формируются стыд и неуверенность в себе.
4. Право на собственное решение. Предложите ребенку самому выбрать:
- Из какой тарелки ты будешь есть: из синей или белой?
- Какую шапку оденешь на улицу: красную или голубую?
5. Определите границы свободы. Есть некоторые рамки безопасности, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, определите их для себя: нельзя гулять зимой без шапки, нельзя играть на проезжей части. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. Ребенку важно чувствовать эти границы, они дают ему чувство стабильности и опоры. Если их нет, то ребенок будет искать их пределы… Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.
6. Если желания ребенка выходят за рамки допустимого поведения: вождение настоящего автомобиля, покупка 10 порций мороженого, приготовление горячей еды, то на помощь родителям придет игра. Та самая модель реальной жизни, в которой дети учатся быть взрослыми. Задача родителей – создать условия для полноценной игры. 
7. Исключите авторитарную модель общения с ребенком, чтобы не провоцировать протест. Попробуйте не заставлять, а просить помочь: «Сыночек, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже сын крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
8. Рассчитывайте немного больше времени, если вы куда-то собираетесь. У ребенка пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.
9. После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его, обсудите его поведение. Дайте ему понять, что вы любите его любого, но его поведение может вам не нравится. Важно!!! Если вы сделали вид, что не заметили крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
10. Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю». Кричать не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
11. Если ребенок упрямится, попробуйте провести переговоры: «А для чего тебе нужна именно эта машинка»? «А зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором сидит папа?». Не исключено, что малыш попробует аргументировать, а заодно сделает первые шаги к умению договариваться.

Если истерика происходит в общественном месте:
- На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие (как бы трудно это не было). Если пойдете на поводу, то истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями. 
-. Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, уговоры в такой момент не помогут - нужно просто переждать, когда буря утихнет.

!!!Помните, для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Терпения вам, позитива и удовольствия от воспитания детей, дорогие мамочки!!! 

Другие мои статьи можно найти под тегом #mama_psychea.
А в следующий раз мы с вами поговорим про сложности в отношениях между старшими и младшими детьми.

 10457    0

Аватар Mamy_vmeste

Mamy_vmeste

9 апреля 2015


К сожалению, комментариев пока нет

Оставить комментарий

Прикрепить изображениеИзменить ×

Лента фотографий